Первые письма в Российской истории
Тем более интересно узнать исторические факты из относительных первоисточников. Почему относительных? Потому что абсолютных почти не осталось. Большинство из них, увы, не дошло до наших дней. Но остались истории тех, кто ими пользовался. Например, труд Карамзина – первого историка, которым зачитывались грамотные сословия его времени.
Понятно, что письма использовали в самые ранние времена существования нашего этноса, письмо, к примеру, было сильно развито среди свободного населения Новгородской Республики, которое активно использовало его для торговли. Более того, в последние десятилетия эти письма в достаточно большом количестве были обнаружены историками в результате раскопок в Великом Новгороде. Но сегодня мы остановимся на «Истории государства Российского» Николая Михайловича и первых исторически подтвержденных письмах в Российской Истории.
Пропустим наши первые письмена, составленные в 907 и 911-ых годах между греками и русичами, поскольку они имели вид договора, а не письма доставляемого, и как таковые письмами считаться не могут.
Наше первое дипломатическое письмо. Константин Мономах.
1043 год. Случилась распря между русскими и греками, в Константинополе был убит некий знаменитый Россиянин и сын Ярослава Мудрого, Владимир Ярославович, пошел походом на Константинополь. Император Константин Мономах, узнав о планах русских, написал письмо юному князю, в котором пытался отговорить Ярослава от войны и призывал его к миру. «Император писал к нему, что дружба счастливая и долговременная не должна быть нарушена для причины столь маловажной; что он желает мира и дает слово наказать виновников обиды, сделанной Россиянам».
Письмо это, впрочем, не остановило войну. Молодой князь отнесся к письму от Императора не уважительно и продолжил поход. Неизвестно, на каком языке обращался император к князю, но, вероятно, это первое официально задекларированное дипломатическое письмо в российской истории.
Письмо Папы Римского Григория VII князю Изяславу Ярославовичу.
1075 год. На Руси идет борьба за Киев между наследниками Ярослава Мудрого. Младшие Ярославичи Святослав и Всеволод вступили в заговор против Изяслава и захватили киевский престол. Князь Изяслав бежал в Польшу, а потом в Германию и стал искать союза германского императора и Папы Римского. 15 мая 1075 года Папа Римский написал письмо Изяславу Ярославичу и доверяет доставку его своему личному послу. Текст письма дошел до наших дней, интересно, что Григорий не доверяет все, о чем хочет сказать князю, посланию, а ограничивается лишь общими пожеланиями, упоминая, что больше скажет об их соглашении посланник.
«Григорий Епископ, слуга слуг Божиих , Князю Россиян и Княгине, супруге его, желает здравия и посылает Апостольское благословение. Сын ваш, посетив святые места Рима, смиренно молил нас, чтобы мы властью Святого Петра утвердили его на Княжении, и дал присягу быть верным Главе Апостолов. … Желая также изъявить готовность к дальнейшим услугам, доверяем сим Послам - из коих один вам известен и друг верный - изустно переговорить с вами о всем, что есть и чего нет в письме. Примите их с любовью, как Послов Святого Петра; благосклонно выслушайте и несомненно верьте тому, что они предложат вам от имени нашего».
1095 год. Первое внутреннее письмо, написанное на древнерусском языке.
На Руси раздробленность и постоянные войны между городами и князьями. Светлым пятном в этом мраке междоусобицы является князь Владимир Мономах, человек мудрый и миротворец, приложивший немало усилий для того, чтобы прекратить постоянные войны и помирить Рюриковичей для совместных дел, действительно нужных государству. Это письмо, крайне эмоциональное, обращенное одному из князей, Олегу, было отправлено в Суздаль. Грамотный Мономах доверил доставить письмо собственному сыну, Вячеславу, правда, не одному, а под охраной достаточно большого отряда союзных половцев.
"Долго печальное сердце мое боролось с законом Христианина, обязанного прощать и миловать: Бог велит братьям любить друг друга; но самые умные деды, самые добрые и блаженные отцы наши, обольщаемые врагом Христовым, восставали на кровных... Пишу к тебе, убежденный твоим крестным сыном, который молит меня оставить злобу для блага земли Русской и предать смерть его брата на суд Божий. Сей юноша устыдил отца своим великодушием! Дерзнем ли, в самом деле, отвергнуть пример Божественной кротости, данный нам Спасителем, мы, тленные создания? ныне в чести и в славе, завтра в могиле, и другие разделят наше богатство! Вспомним, брат мой, отцов своих: что они взяли с собою, кроме добродетели? Убив моего сына и твоего собственного крестника, видя кровь сего агнца, видя сей юный увядший цвет, ты не пожалел о нем; не пожалел о слезах отца и матери; не хотел написать ко мне письма утешительного…. Богу известно, что я желаю добра отечеству и братьям. Да лишится навеки мира душевного, кто не желает из вас мира Христианам! Не боязнь и не крайность заставляют меня говорить таким образом, но совесть и душа, которая мне всего на свете драгоценнее".
Самое интересное, что в письме Мономах упоминает о том, что обмениваться письмами на то время между князьями было делом уже обычным, когда говорит, что жалеет о том, что Олег не прислал ему утешительного письма о совершенном им злодействе.
История доставки писем на Руси. Продолжение следует…